- рамаизм
рамаи́зм, одно из течений вишнуизма.
В основе рамаизма лежит почитание седьмой аватары (воплощения) Вишну в героя-царя Раму, сошедшего на землю ради уничтожения зла, персонифицированного в образе царя демонов-ракшасов Раваны. Тождество Рамы и Вишну утверждается в эпосе и пуранах (древних преданиях). Герой и богочеловек Рама расценивался приверженцами рамаизма как высшее проявление божественности, а отношения Рамы и Ситы как пример высшей божественной любви.
В качестве религиозного течения рамаизм получил воплощение в различных общинах и сектах, возглавляемых наставниками-гуру. Первым рамаитским гуру был Рамананда (XV в.), последователь рамаитского вероучителя Рамануджи (XII в.). Основанная им община отличалась глубокой веротерпимостью, так как считалось, что все религии под разными именами почитают одного и того же бога. Одним из ярких представителей рамаизма был поэт Тулсидас, автор эпической поэмы Рамачаритаманаса (XVI в.).
Одним из самых значительных праздничных ритуалов рамаитов является день рождения Рамы Раманавами, отмечаемый в 9-й день светлой половины месяца чайтра (март-апрель). Одна из форм коллективного почитания Рамы рамлила, мистериальная народная драма, исполняемая в течение нескольких недель и в дни праздника дасера, приуроченного к осеннему равноденствию. Представления на темы Рамаяны обычно завершаются церемонией сожжения гигантских чучел демонов Раваны и его братьев; она символизирует победу Рамы над врагами.
В ежедневных богослужениях пуджах центральное значение имеют постоянное повторение имён бога (джапа) и медитация. Наиболее ревностные почитатели Рамы покрывают всё тело татуировкой, нанося на кожу имя Рамы или Рамы и Ситы.
С культом Рамы связано почитание Ханумана обезьяньего полководца, друга и соратника Рамы. Иногда в пуджу Раме входят жесты, имитирующие обезьяну и воспроизводящие образ Ханумана.
М. Ф. Альбедиль
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.